Remstrdom.ru » Про дизайн

Русские регулярные сады и парки история и особенности создания

Русские регулярные сады и парки  история и особенности создания с фото

В городских скверах и сейчас можно увидеть парки, очень похожие на те, которые создавались в Древней Греции и в Древнем Риме. Что такое регулярный сад, каковы его особенности, и зачем архитекторы седой старины с математической точностью соблюдали все пропорции при разбивке сада?

Содержание

  • Основные признаки регулярного стиля
  • Самый первый регулярный парк
  • Симметрия и асимметрия
  • История создания парков
  • Иллюзия больших пространств
  • Некоторые термины
  • Хитрости регулярного стиля

Основные признаки регулярного стиля

  • Осевая симметрия, фигуры правильной формы и прямые линии четко прослеживаются в подобной ландшафтной композиции.
  • Самшит, тис, падуб – вечнозеленые растения, которые делают парк привлекательным в течение всего года.
  • Для цветников выбирают однолетники, период цветения которых продолжителен. Важно, чтобы освещение было равномерным, в противном случае будет наблюдаться асимметрия роста и цветения.
  • Бассейн или фонтан – непременный атрибут регулярного стиля. Его геометрическая форма может быть разной, но обязательной симметричной. Вокруг водоема высаживают растительность.
  • Арки, перголы и «зеленые» изгороди применяют для зонирования пространства. В таком парке уместны и топиарные фигуры.
  • Так как эти сады изначально создавались на территории вокруг замков и занимали много места, на небольшом дачном участке регулярный парк будет смотреться не слишком удачно.
  • Роскоши много не бывает. Мрамор, бронза, керамика используются для создания декорирующих элементов. Королевский сад – не место для экономии.

Основная идея парка: стремление разместить все элементы таким образом, чтобы линии и плоскости казались изящными и грациозными

Самый первый регулярный парк

Древнейшие из известных парков были созданы в Египте, они тоже воздвигались по принципу регулярного сада. Древние греки рассуждали очень логично и рационально. Строгие формы и точный расчет можно проследить не только в их архитектуре, но и в садово-парковом искусстве. Порядок во всем – никаких противоречий и динамики, только спокойные, классические формы.

Существует мнение, что на архитектуру оказывают свое влияние политика, история и философия. Классическая архитектура совершенна – в нее нельзя ничего добавить, в ней нет ничего лишнего. Классика – это идеал.

Для политических деятелей такая система была выгодна, ведь она утверждала стабильность. Классика стала официальным стилем архитектуры империи Екатерины II и монархии Людовика XIV. Холодное превосходство и отрешенность от реальных проблем – вот что на самом деле выражали строгие формы, точный расчет и абсолютная симметрия.


Пешая прогулка по такому саду может затянуться надолго, за каждым поворотом новые виды

Симметрия и асимметрия

Пропорциональность, симметрия — это гармония между отдельными частями целой структуры. У древних греков не было сомнений по поводу предмета, в котором не было симметрии – он считался не совершенным и некрасивым. Само понятие симметрии более широкое, его применяют не только к фигурам, но и к явлениям, и к процессам.

Асимметрия – разупорядоченность в результате движения. Можно сказать, что симметрия – это состояние покоя, асимметрия – состояние движения. Движущаяся система не может быть симметричной. Отсюда следует вывод, что абсолютная симметрия характерна только для объектов неживой природы.

Существовал целый «кодекс эстетики симметричных установок».

  • Правильные формы усиливают впечатления.
  • Каждую деталь выставляют в наиболее выгодном свете, она занимает именно ей отведенное место, однако не выделяется настолько, что остальные элементы «теряются» на ее фоне.


Снежинка – пример симметрии в природе

История создания парков

В эпоху барокко во Франции при дворце короля Людовика XIV создавались парки, дизайн которых соответствовал регулярному стилю. Отсюда и пошло название «французский регулярный сад», хотя зародилась мода на такие парки в Италии. Английские садовники ввели свои новшества. Они стали практиковать стрижку кустов и деревьев сложной формы. Кусты в виде птиц, зверей и геометрических фигур теперь украшают парки всего мира.

Парк в Версале – типичный пример, который характеризует регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Торжественный, помпезный, величественный – именно такой парк должен был служить местом прогулок королей и их вельмож. Андре Ленотр – садовод Людовика XIV, который работал над созданием парков в регулярном стиле.

Парки возводили не с целью единения с природой, а, скорее, с целью подчинить ее себе. Весь ансамбль Версаля (парк с дворцом) подчинен идее самовластия. Аллеи, которые лучами расходятся от центра, символизировали абсолютную власть короля. Русские регулярные сады и парки возникли благодаря Петру I, который увидел образец садово-паркового искусства в Версале в 1717 году.

Сады во Флоренции и Фьезоле также являются образцами садового-паркового искусства. Их особенности:

  • симметричные рассадочные грядки;
  • фонтаны с каскадами;
  • лабиринты, гроты, скульптуры мифологических существ.


Версальский сад. Здесь прогуливались французские монархи

Иллюзия больших пространств

Терраса, которую строили над садом, служила удобным местом для обозрева. Клумбы, газоны, насаждения кустарников ограничивали бордюрами или цветным песком. Все деревья имели одинаковую высоту, кусты также стриглись. Посреди сада, как правило, располагалось жилое здание, при этом рядом с ним не было деревьев, только низкие кустарники. Вдоль главной оси композиции строили водоем либо разбивали газон, обрамленный деревьями. Главная ось парка располагалась противоположно центральному входу, при этом она всегда была перпендикулярна фасаду дома.

  • Сад в регулярном стиле создавался подобно зданию. Так зеленые газоны назывались комнатами, ряды кустарников – стенами, каскадные фонтаны – лестницами. Спектакли и фейерверки, балеты и комедии часто устраивались именно здесь. В XVIII веке пришла мода на пейзажные сады, и роль архитектуры здесь перестала быть главной.
  • Изящные кружевные партеры в форме квадрата, круга, овала создавались непосредственно у самого дома.
  • Деревья стригли так, что более удаленные от центра сада деревья казались ниже. Благодаря такой перспективе сады казались больше, чем они были на самом деле.


Топиарные фигуры впервые создали в Англии

Некоторые термины

  • Партер – это часть сада с газонами, водоемами, цветниками. Все элементы композиции составляют одно целое. Партеры украшают разноцветным песком. Особенно эффектный вид они имеют с высоты окон здания.
  • Боскет – группа деревьев, которая служит фоном.
  • Топиар – декоративно подстриженный куст.
  • Арабески – это сложный орнамент, выполненный на партере из коротко стриженных кустов.
  • Ров аха – способ маскировки ограждающих конструкций.
  • «Гусиная лапа» – рисунок из 3-х или 5-ти аллей, выходящих из одной точки.

Хитрости регулярного стиля

Ландшафтная архитектура использует живые строительные материалы, а именно: растения, воду, почву, камни.

Репост
Наверх